В четверг, 5 мая, стало известно, что пилот команды "Формулы-1" "Ред Булл" Даниил Квят возвращается в "Торо Россо", где он начинал свое выступление в "Королевских гонках". Его место в главной команде концерна займет голландец Макс Ферстаппен. Редактор агентства "Р-Спорт" Александр Кременский рассуждает о решении руководства "быков" заменить россиянина после одной, пусть и серьезной, ошибки.
Неоднозначное решение
Ах, какие дифирамбы в адрес Квята распевали в "Ред Булл" по итогам Гран-при Китая! Он-де и молодец, и бесстрашный, и расчетливый, и боевитый - самого Феттеля напугал! Еще немного, и сдвинет немца с его позиций "первого после "Мерседесов". Go, Dany!
Второй подиум Квята в "Формуле-1": в борьбе за пьедестал авторитетов нет >>>
После подиума в Китае, второго в карьере Даниила, прошло две с половиной недели, и команда просто слила Квята. Да, гонка в Сочи совершенно не задалась. Да, ошибся, уничтожив уик-энд себе, Феттелю и Риккьярдо. Но за две недели из героев – в нули? Коротковата память-то.
Естественно, в российском, так сказать, сегменте "Формулы-1" это решение вызвало недоумение: профильные паблики в соцсетях полыхнули, Twitter наполнился мемами и призывами запретить продукцию Red Bull на территории РФ. Это понятно, ведь мы, в большинстве своем, поддерживаем своего, российского гонщика. Однако на защиту Квята встали и на Западе: например, чемпион мира и соперник Даниила британец Дженсон Баттон, выступающий за "Макларен", высказал недоумение переводом россиянина в команду классом ниже.
Дубль "Мерседеса" и сход Феттеля после контакта с Квятом: итоги Гран-при России "Ф-1" / Фото >>>
"Серьезно? Одна плохая гонка, и Квята слили, а как насчет подиума в предыдущей?", - написал Баттон в своем микроблоге, снабдив запись хэштегом #Shortmemories.
Really? one bad race and Kyvat's dropped, what about the podium in the previous race? #Shortmemories https://t.co/8YDBZPDP3v
— Jenson Button (@JensonButton) 5 мая 2016 г.
Был нужен только повод?
Еще до начала Гран-при России в "Ф-1" ходили разговоры о том, что в "Ред Булл" однозначно решили привести в команду Ферстаппена, и Квят не мог их не слышать. Давление со стороны руководства наложилось на давление со стороны болельщиков на домашнем Гран-при, что, возможно, и послужило причиной несдержанности на старте. Одна ошибка, но совершенная не в том месте и не в то время, и вот на тебя уже готовы повесить всех собак.
Есть мнение, что если бы Даня столкнулся не с Феттелем, а, скажем, с Массой, то этого бы никто и не заметил. Нет, правда, разве мало было стартовых инцидентов в "Формуле-1", которые заканчивались выносом пяти, шести, восьми болидов? Вспомните старт гонки в Спа в 2012 году, когда Грожан столкнулся с Хэмилтоном и чуть не снес голову Алонсо. Все трое продолжают выступать, Льюис и вовсе завоевал после этого два титула.
Я далек от мнения, что все дело в гражданстве Квята. Вряд ли Феттель смог бы убедить Хорнера и Марко, что Даня опасен потому, что он русский. Скорее, четырехкратный чемпион мира, не привыкший к жесткости со стороны соперников, почувствовал конкуренцию в лице молодого россиянина. Ну а влияние, которым Себ до сих пор пользуется в "Ред Булл", да и во всей "Формуле-1", позволило ему повлиять не позицию руководства австрийской команды. Оксана Косаченко, кое-что понимающая в подводном мире "Ф-1", не зря назвала Феттеля "untouchable" – "неприкосновенный".
Квят ошибся в Сочи, это повлекло за собой перевод в "Торо Россо" – Косаченко >>>
После подтверждения замены Квята на Ферстаппена руководитель "Ред Булл" Кристиан Хорнер заявил, что Дане предоставлен шанс успокоиться, восстановить форму и продолжить прогрессировать. О’кей, а если он все это сделает, последует обратная замена? А если Макс в Испании или в Монако вынесет и Феттеля, и Риккьярдо – все, можно завершать карьеру? Позиция руководства, честно говоря, выглядит попыткой прикрыть дыру в штанах.
Перспективы Квята
Никто не спорит с тем, что Ферстаппен наделен потрясающим талантом, но ему пока не хватает стабильности и холодной головы. Квят же и талантлив, и расчетлив, но имеет проблемы со стабильностью и высокими результатами. "Ред Булл" хочет бороться с "Феррари" за второе место в Кубке конструкторов, но пока приходится сражаться с "Уильямсом" и "Торо Россо" где-то позади лидеров. Потенциально Макс выглядит более быстрым пилотом, нежели Даниил, поэтому, скорее всего, своим шансом закрепиться в основной команде воспользуется.
Хельмут Марко, когда-то взявший Квята в "Формулу-1", в общем-то справедливо заметил, что в нынешнем сезоне Даниил серьезно уступает своему партнеру по команде. Отставание в полсекунды в современных гонках – чудовищная пропасть, но прошло-то всего четыре этапа. В Монако "Ред Булл" потенциально вполне может побороться за победу, вот только теперь это будет делать Ферстаппен, а Квят… Квят, скорее всего, будет наблюдать за этой борьбой из хвоста пелотона.
"Русская торпеда": сокрушительный Гран-при России Квята и Феттеля >>>
По словам Хорнера, у всех четырех гонщиков есть долгосрочные контракты с концерном, в который входят и "Ред Булл", и "Торо Россо", что позволяет безболезненно тасовать составы этих коллективов, переводя пилотов туда-сюда безо всяких проблем. Но стоит ли Даниилу оставаться в команде, которая ни на что особо и не претендует? А если нет, то куда податься?
Неплохим вариантом был бы "Уильямс" в случае ухода Боттаса в "Феррари". Но финн может уйти в "Скудерию" только в случае, если Райкконен решит выйти на пенсию. А ведь может и не выйти. В "Мерседес", при всем уважении к Дане, россиянина не возьмут, даже реши Росберг завершить карьеру – там есть свой юный талант Паскаль Верляйн. В "Феррари", пока там Феттель, Квяту дорога закрыта. Говорят, Борис Ротенберг всерьез взялся за создание российской команды в "Ф-1". Глядишь, там Даниил и окажется.
Конечно, на "Формуле-1" автоспортивный мир клином не сошелся – ездят ребята и в гонках на выносливость, и в Indycar, Виталий Петров пробовал себя в DTM. Скорее всего, ответ на вопрос, где продолжит свою карьеру Квят, мы получим не раньше августа, а то и ближе к зиме. Что ж, подождем, а пока пожелаем нашему парню не вешать нос, а результатами доказать, что именно он, а не Ферстаппен, должен гоняться за "Ред Булл".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.