"В детстве я всегда ломал игрушечные машинки"
— Вы впервые попробовали свои силы в автоспорте в восьмилетнем возрасте. Сколько же лет вам было, когда вы впервые просто сели за руль?
— За руль сел впервые примерно в этом же возрасте. Причем сел за руль не отцовской машины (отец Евгения — известный российский раллист Максим Новиков), а автомобиля его коллеги. Он разрешил мне поездить на "Жигулях", начал меня учить на ручной коробке. Это была первая полноценная самостоятельная поездка. До этого отец давал мне только порулить. Я сидел у него на коленках, потому что до педалей не доставал. Автомобили мне нравились всегда, в детстве я коллекционировал их — раньше были такие машинки масштаба 1:43, у меня их очень много, до сих пор храню. Что еще интересно и при этом довольно странно, в детстве я всегда ломал игрушечные машинки.
— Специально?
— Не знаю почему, но мне всегда было интересно их сломать, причем по максимуму, насколько это возможно. Что касается водительской практики, то она нарабатывалась, безусловно, благодаря отцу. Во-первых, он отдал меня в картинг, во-вторых, когда он сам участвовал в гонках, я всегда приезжал, болел за него, старался проехать с ним в машине. Иногда он даже давал мне порулить, сесть за руль своей спортивной машины.
— Кумиры у вас в детстве были?
— "Кумир" для меня, честно говоря, слово непонятное. У меня кумиров нет. Есть люди, которых я уважаю.
— Возвращаясь к вопросу о вашей коллекции, сейчас ее пополняете?
— Нет, это осталось в детстве. Во-первых, машинки такие больше не выпускают. Во-вторых, и времени нет, да и возраст, наверное, уже не тот. Сейчас полностью посвящаю себя автоспорту.
— Коллекцию из настоящих автомобилей не начали собирать?
— Нет, пока. Но в будущем планирую. Очень хотелось бы. Как раз совсем недавно один знакомый коллекционер из Краснодара приглашал меня к себе, поездить на некоторых машинах из его коллекции. Среди них была Ferrari F40, Jaguar XJ220, Diablo, Countach, Corvette самый первый. Было интересно. Коллекция, действительно, большая, очень интересные модели. Было бы здорово иметь что-то подобное.
— Какой автомобильной марке отдаете наибольшее предпочтение?
— Любимой марки у меня нет, есть те, которые нравятся и те, которые не нравятся. Любимое — оно всегда меняется. В зависимости от возраста, настроения, ситуации. Что касается автомобилей, то я, наверное, буду банален, если скажу, что Mercedes — очень хорошая машина.
— Одним, словом отдаете предпочтение "немцам"?
— В целом, да. В плане надежности, конечно, "японцы". В плане дизайна — "итальянцы". Но по большому счету — "немцы".
— От руля не устаете? Желание поездить в качестве пассажира часто возникает?
— Периодически такое желание возникает. Сам, когда возвращаюсь домой после соревнований, по городу езжу очень спокойно, потому что уже нагонялся, и, действительно, устал. К тому же такое движение в Москве, что особо в будни не разгонишься и не поездишь. Однако все это нужно воспринимать спокойно и стараться по возможности отдыхать за рулем. Не напрягаться, когда стоишь в пробке, а музыку, например, послушать, по телефону поговорить.
— Полностью от автомобиля не готовы отказаться пока находитесь в Москве и отдыхаете от гонок?
— Честно говоря, нет. Во-первых, это связано с нашим климатом. Погода у нас некомфортная, мягко говоря. Во-вторых, экология. Гулять по улицам в центре Москвы не очень приятно, дышать нечем. Я не большой сторонник прогулок, поэтому выходя из дома, сажусь в автомобиль и еду на нем, куда мне надо. В Москве без колес, как без ног.
— Говорят, мужчина к машине должен относиться, как к любимой женщине. Согласны с этим утверждением?
— Не согласен. Как бы я ни любил автомобили, машина для меня — это кусок железа, просто определенный механизм и не более того, неодушевленный предмет.
— А как тогда надо относиться к женщине?
— В первую очередь с уважением. Если говорить, о романтических отношениях между двумя людьми, то это большой труд. Всегда надо друг друга подтягивать под определенный уровень. Когда есть такая взаимопомощь, тогда все будет работать. А если один из партнеров развивается, а другой стоит на одном месте, то с ним просто-напросто будет неинтересно, и отношения вряд ли сложатся. Человек обязательно должен чем-то заниматься, у него должно быть хобби, работа, интересы. Мужчина, повторюсь, должен, прежде всего, относиться с уважением. Есть ряд вещей, которые я никогда не позволю себе сделать по отношению к девушке, как бы она ни поступила. Я хотел бы рядом с собой видеть девушку, для которой приоритетом будет семья, а не карьера. Чтобы она самореализовывалась за счет семьи, а не работы. Но обстановку, в которой она будет чувствовать себя комфортно, для того, чтобы реализовать себя в семье, должен создать мужчина.
— Значит, вы не верите в то, что семья и карьера совместимы?
— Нет, что-то одно будет страдать. Совмещать, конечно, можно, но я бы не хотел, чтобы девушка, находящаяся рядом со мной, жертвовала семьей ради работы. Я не против того, чтобы она работала, была чем-то занята или имела какое-то хобби. Человек обязательно должен думать, развиваться, тогда он будет в гармонии сам с собой, и партнеру будет интересно с этим человеком общаться. Но, повторюсь, приоритетом для девушки должна быть семья, которая не должна страдать из-за карьеры.
"В "Формулу-1" никогда не хотел и не хочу"
— Вы говорили о хобби. Из чего еще состоит ваша жизнь, кроме гонок и подготовки к ним?
— Я люблю охоту. Последний раз на охоте, к сожалению, был довольно давно. Около года назад. На Алтае в горах. Это была абсолютно дикая охота, телефоны там не работали, жили чуть ли не в сараях, которые отапливались печкой. Каждый ночью должен вставать по очереди и подбрасывать дрова. Не подбросишь дров — просто околеешь, потому что за окном минус 40, туалет, естественно, на улице. Сама охота проходила на лошадях, до нужного места доезжали верхом, потом коня привязывали и начинали охотиться. Это было очень интересное испытание. Физически, конечно, я не отдохнул, зато очень хорошо отдохнул морально. Там и люди другие, не московские, средств коммуникации нет под рукой, великолепная природа вокруг, свежий воздух. Это было очень интересное путешествие и опыт.
— А как насчет трофеев?
— Мы охотились два дня, в первый раз я застрелил зверя, во второй день, по-моему, никого не было. Одним словом, удачно.
— На кого охотились?
— Животное наподобие косули. Точное название не помню. Зверь быстро бегает, высоко прыгает, часто меняет траекторию движения, в него тяжело попасть. В тех местах большой выбор для охотника.
— В охоте для вас что важнее: сам процесс или конечный результат?
— Цель застрелить животное, безусловно, есть. Но как добычу его рассматривать не стоит, потому что с питанием у меня проблем нет. К тому же охота бывает разная. Для меня в охоте интерес, прежде всего, представляет общение с природой. Когда сидишь на "засидке", сидишь в тишине в лесу, можно отдохнуть, о чем-то подумать. Плюс, определенный азарт тоже присутствует: нужно делать все очень аккуратно, но при этом быстро.
— Зверей не жалко?
— Нет, не жалко. Если бы я столкнулся в лесу с кабаном или с медведем один на один, думаю, вряд ли кто-то из них меня пожалел бы.
— В наши дни охота — весьма популярное экстремальное увлечение. Что касается ралли, то в последнее время говорят о том, что его популярность снижается. Согласны ли вы с такой точкой зрения?
— Нет, пожалуй, я не соглашусь. Ралли сейчас все больше и больше освещают. Я могу согласиться с тем, что сейчас ралли не так популярно, как лет, например, 15 назад. Однако и организаторы, и (Международная федерация автоспорта) FIA делают все возможное, чтобы сделать его более популярным. Думаю, что года через три ралли будет совсем другим.
— В "Формуле-1" никогда не мечтали попробовать свои силы?
— Нет, никогда не мечтал, честно говоря. Я очень уважительно к этому отношусь, но мне всегда нравилось ралли. Понимаю, что для многих гонщиков эталон — это "Формула-1", но для меня ралли всегда было интереснее. В "Формулу" никогда не хотел и не хочу. На мой взгляд, ралли — вид автогонок, полный разнообразия, там ты сталкиваешься с разными ситуациями. В "Формуле-1" у тебя есть трасса, ты уже ее выучил, ты прекрасно знаешь круг, играешь лишь на каких-то нюансах. В ралли очень многое зависит и от импровизации. В ралли можно ехать по асфальту, гравию, снегу, каждый поворот — он новый. Это интересный вызов!
— В жизни тоже любите импровизировать или предпочитаете стабильность?
— Смотря в чем. Что-то, само собой, приходится планировать или хотя бы понимать, что будет. В некоторых вещах наоборот нужна спонтанность и импровизация. Все не спланируешь никогда в жизни, это очевидно. Но при этом, как любому мужчине, мне нужно быть собранным, прагматичным и понимать, что я делаю.
— После дебюта в топовой категории мирового ралли в 2009 году, вас стали называть вундеркиндом. Вы залогом своего успеха считаете талант, везение, или же всего добивались исключительно тяжелым трудом?
— Успех складывался из многих составляющих, на одном таланте далеко не уедешь. Это факт. А что касается таланта, то не мне судить. Я делаю свою работу. Успех это и хорошая команда, и присутствие нужных людей, и твоя собственная работа.
— Если говорить об окружении — отношения пилота и штурмана исключительно профессиональные или оба нередко становятся хорошими друзьями?
— Я бы не сказал, что мы с моим штурманом — близкие друзья. Мы, скорее товарищи. И все-таки это работа. Да, мы проводим очень много времени вместе, но умение держать дистанцию — тоже большое умение, и я предпочитаю ее держать.
— На кого, кроме себя самого можете положиться в жизни?
— Ни на кого, только на самого себя. Считаю, что каждый человек может рассчитывать только на себя. Есть, конечно, ситуации, когда кто-то может кого-то выручить, как-то помочь. Но по большому счету, пока ты сам с собой не разберешься, кто бы с тобой рядом ни был, тебе никто не поможет. Поэтому в любой ситуации, в первую очередь нужно рассчитывать на себя самого.
"Деньги нужно не только заработать, но и суметь сохранить"
— Несколько лет назад вы объявили о завершении карьеры… Что заставило вернуться?
— В моей жизни был момент, когда я начал сомневаться в принятом решении - связать свою жизнь с автоспортом. Я сомневался, тем ли я занимаюсь, в правильном ли направлении двигаюсь? Я решил попробовать поработать госслужащим. Слава богу, что я попробовал, понял, что это такое. Я не хочу говорить, что никогда не вернусь туда, жизнь — сложная штука, ситуации разные бывают, но, по крайней мере, я буду делать все возможное, чтобы туда не вернуться. А после того, как попробовал, возобновил спортивную карьеру.
— Чем были вызваны сомнения в правильности принятого решения посвятить себя автоспорту?
— В стране на тот момент была не самая лучшая финансовая ситуация, шаткая. Сам четко не мог понять, есть ли свет в конце тоннеля. Не понимал, что будет. И решил попробовать что-то другое. К тому же всегда очень важна мотивация. Для меня в данном случае это деньги. То, чем я занимаюсь — дело довольно непростое. Ездить на одном энтузиазме — уже не тот уровень. Конечно, я получаю удовольствие от своей работы, но при этом автоспорт — это очень большой труд, и здесь нужна мотивация.
— В одном из интервью вы сказали, что ничего не умеете делать столь же хорошо, как водить автомобиль. Однако известно, что у вас есть высшее образование. На кого учились?
— Я стараюсь развиваться в разных областях. Умею я много чего, но, возможно, у меня это действительно получается не так хорошо, как водить автомобиль. Что касается учебы, то я окончил экономический факультет МГУ, бакалавриат, затем магистратура плюс военную кафедру. Совмещать было очень тяжело, но выбора у меня не оставалось. И университет серьезный, и факультет тяжелый, но как-то совмещал. Другого выхода не было.
— Почему именно экономика?
— На экономическом факультете настоял мой отец. Но я не жалею о том, что окончил именно его. У меня был достаточно амбициозный план: совместить учебу с автоспортом, я его выполнил. Отец считал, что образование необходимо, что оно мне пригодится, ну, не помешает это точно.
— Пригодилось?
— Если в прикладном смысле рассматривать, то предметы, которые я изучал — не пригодились. Кроме, пожалуй, английского. Но университет учит думать, искать какую-то информацию, находить выход из разных ситуаций. Безусловно, я получил хороший жизненный опыт.
— Вы — один из самых быстрых раллийных гонщиков на планете. Вами, вашей скоростью, талантом восхищаются. Слава и популярность, когда появились в жизни, как-то изменили вас?
— Нет, абсолютно не изменили. Главное, всегда быть таким, какой ты есть. Вот и все. Я никогда не обращал на это внимание, даже не задумывался об этом.
— Во время гонки кто ваш главный соперник: пилот, трасса, автомобиль, а, может быть собственный страх, который надо победить?
— Время, с которым я борюсь, чтобы проехать трассу быстрее. Время — мой основной соперник и враг. Но бороться с ним мне помогают штурман, тренировки, анализ. Что касается страха, то в гонках ему места нет. Если будешь бояться — ты никогда не поедешь быстро. К тому же мысли материализуются, очень многое зависит от собственных мыслей, от настроя. А рассуждения о том, что я чего-то боюсь, уверенности точно не добавят, при этом вероятность совершить ошибку увеличится. Повторюсь, страху места нет.
— Ралли — вид спорта экстремальный, можно даже сказать, безумный. Ваш стиль некогда даже называли безбашенным, а он, говорят, часто отражает личность. Какой вы за пределами трассы?
— Я бы сам охарактеризовал себя, как человека, который умеет контролировать свои эмоции. Хотя не мне судить, думаю, лучше спросить у людей, которые со мной общаются, но риск я люблю. Без риска никуда. Но он, разумеется, должен быть оправдан.
— Есть ли у вас долгосрочная цель в ралли и вне спорта?
— Выиграть чемпионат мира, самореализоваться, заработать достаточно денег. Хотя большинство скажет, что достаточно их никогда не бывает, хочется всегда больше и больше, но у меня свои взгляды на этот счет. В жизни самое главное — баланс. Всех денег не заработаешь, когда их слишком много — это тоже делает людей несчастными.
— Деньги обычно зарабатывают для того, чтобы тратить…
— Я намерен их заработать, чтобы в дальнейшем обеспечивать мою семью. К тому же деньги нужно не только заработать, но и суметь их сохранить. У отца есть свой бизнес, поэтому есть куда вложить эти деньги.
— Ваш отец в недавнем прошлом и сам был быстрым пилотом. Не расскажете немного о своей маме?
— Мама у меня — очень семейный человек, у нее есть высшее образование, но она никогда не работала, полностью посвятила себя семье. У меня две сестры, одной 17 лет, другой 3 годика. Мама всегда сидела дома, занималась детьми. Сначала воспитывала меня, потом Лизу, сейчас Катюшку. Она счастлива и довольна тем, как у нее складывается судьба по сей день.
— Вы пошли по стопам своего отца. Хотите, чтобы и ваш будущий сын последовал вашему примеру?
— Вовсе нет. Человек должен сам выбирать то занятие, которое ему нравится. Навязывать что-то кому-то неправильно. Человек должен быть счастлив, для этого ему нужно заниматься тем, что ему нравится, тем, чем ему хочется. Надо найти себя, найти свое дело!